"Молчание интеллигенции" (послесловие к докладу)

  В феврале 2006-го мне пришлось выступить на Международной научно-теоретической конференции "Нравственные императивы интеллигенции" в Народной украинской академии.
Доклад прошел успешно — о нем много писала пресса, лично у меня остались самые благостные воспоминания от восприятия сказанного.
…Но все же меня что-то тревожит. Что-то я недосказал. А меня не услышали.
И вот почему я пишу эти строки.
Не для будущего цитирования. От понимания недоуслышанности.

Прежде всего, что есть такое ИМПЕРАТИВ? Это (согласно Канту) — общеобязательное формальное правило поведения всех людей. Императив требует поступать всегда в соответствии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом, и относиться ко всякому человеку как к цели, а не как к средству.

Общеобязательное правило. Для всех людей.

Как законченно звучит в построении самой фразы. Как расплывчато для повседневной реализации. Что есть общеобязательное правило, и кем оно написано? Библией? Апологетами марксизма? Идеологами современности?

Здесь главный вопрос! И сколько бы я не обращался к ученым мужам, буду я читать в их глазах сомнение и смуту… От чего будем отталкиваться? От Идеи или от её толкования?..

Из выступления на конференции: Вы поставили перед собой гуманную задачу — осмыслить важнейшие факторы, которые определяют темпы и характер социальной трансформации в Украине. Я, как и вы, к числу таких факторов отношу развитие интеллигентности, ответственности за свою страну, моральное возвышение личности.

Интеллигентность не случайно воспринимается зачастую как моральный разум личности и общества, как высоконравственная мудрость социума. На мой взгляд, именно это обеспечит гуманизацию и демократизацию украинского общества.

Гуманизация и демократизация украинского общества.

Звучит почти что кощунственно. Но что я лично вкладываю в эти слова?

А вкладываю вот что. Понимание того, что народ этот имеет право на Счастье.

Счастье — это не пожелание. Счастье — осознание тяжести этих оков: нравственности, совести, стыда.

Стыд — это естественное состояние нормального, обычного человека, когда он отступил от ИМПЕРАТИВА. (Скажете, как все просто?!)

А совесть — это индикатор присутствия стыда.

А нравственность — это высшая субстанция, позволяющая человеку разобраться в самом себе.

И когда всё это переплетется в человеке, когда не тяжесть, но новоявленная сила появится в нем от осознания этих хитросплетений, тогда возродится Человек, как утвердитель этого Императива — общеобязательного правила.

Из выступления на конференции: Высочайшим воплощением нравственности в обществе справедливо считается интеллигенция. Благодаря её образованности, интеллекту, профессионализму, творчеству и толерантности накапливается и выкристаллизовывается тот моральный опыт человечества, который дает надежду на гуманистическое будущее.

Начиная с конца ХІХ века интеллигенция стала определяться как группа людей, которая беспокоится не только о личном, но и об общественном благе. Например, британский ученый Д. Роеч в статье "Университеты и национальная интеллигенция" определяет ее как особый класс образованных людей, который формирует характер национальной мысли по политическим, религиозным и культурным вопросам, и который может быть назван "национальной интеллигенцией".

Именно такое понимание по своему содержанию близко понятию интеллектуальной элиты. Именно от интеллектуальной элиты зависит способность общества к консолидации и единству, темпы становления новых экономических и политических отношений и многие другие прогрессивные явления современной жизни.

Относиться к человеку как к цели, а не как к средству.

Я хотел бы обратить особое внимание на послание Президента Верховной Раде Украины. В нем Виктор Андреевич выделил основные направления новой стратегии государственного строительства и развития общества, которая даст возможность всем политическим силам и каждому гражданину Украины реализовать свои силы, интересы и убеждения.

Эта стратегия предполагает:

— формирование современной системы государственного управления, способной работать с глобальными процессами, определять и отстаивать гражданские интересы;

— формирование интеллектуально-ориентированной экономики;

— улучшение качества жизни граждан, возрождение духовных ценностей, которые должны стать фундаментом для дальнейшей консолидации общества.

Кому, как не интеллигенции, стать своеобразным проводником этих ценностей в жизнь. Ведь ей присущи и значительный интеллектуальный потенциал, и высокая моральная культура, и требовательное отношение к себе и окружающим, острое ощущение ответственности. И самое главное — именно интеллигенция досконально владеет навыками критического анализа.

Интеллигенция и мораль — понятия одного смыслового поля. Мораль очерчивает внутренние смысловые границы человеческой деятельности, которые задаются самим человеком. Интеллигентный человек всегда мучительно разрешает моральные дилеммы. Ведь мораль обязывает рассматривать свою собственную жизнь и окружающую действительность так, как если бы они целиком зависели от его выбора.

Следует подчеркнуть, что мораль не тождественна высшему смыслу, конечной цели существования человека и общества. Назначение морали в другом — соединить личностный смысл с высшим смыслом, нацелить человек на высшую цель.

Понятие интеллигенции обязательно включает в себя представление о наличии моральных черт, которые характеризуют отношение человека к "народу" или, как минимум, к другим людям. Это чувство гражданского долга, социального неравнодушия, способность к сочувствию, духовность.

Поступать всегда в соответствии с принципом, который мог бы стать всеобщим нравственным законом.

Именно моральные императивы, принципы самопознания, гармонии, простоты и красоты, самоорганизации и оптимизма задают общую стратегию поведения и деятельности каждого гражданина и общества в целом на значительную перспективу.

Cовершенно очевидно, что интеллектуальная элита Украины обеспокоена негативными процессами, происходящими в обществе. Это проявления бездуховности, цинизма, нигилизма, агрессивности, стяжательства, одним словом — безнравственности, которая влечет за собой тяжелые последствия для общества.

Стремление противопоставить этому нравственные барьеры, найти пути духовного возрождения заслуживает несомненного одобрения и поддержки. Предстоит большая совместная работа в этом направлении и Харьковской облгосадминистрации, и Совета ректоров Харьковского ВУЗовского центра, и всех управленческих структур, обеспечивающих духовное развитие граждан Украины.

Так в чем же вопрос и отсутствие ответа для интеллигенции?

Видимо, в том, какой Путь мы сумеем указать поколениям. Сомневаются в этом пути ученые мужи… Сомневаюсь и я.

…Как просто подсказать ищущим — думай.

Как просто увести от правильного ответа.

Тысячи прочитанных страниц, сотни Умов не дают мне ответа: в чём же истина?

И пока я сомневаюсь, я ищу. Я кричу! И крик этот — не крик отчаяния. Это — крик для вас, молчащих и, может быть что-то знающих.

Ваше слово окажется глотком и вздохом. Не жалейте себя! Пожертвуйте последним! Может быть, именно этого слова, этого вздоха не хватает идущему рядом.

Так в чем же предназначение интеллигенции? Может в том, чтобы не промолчать!? А криком Высоцкого или шепотом Окуджавы…

И вдруг этот императив — общеобязательное право — станет таким доступным и теплым, как рукопожатие друга, как воздух Родины. Общий и обязательный…

Не молчите, прошу вас! Не молчите!

18.04.2006 г.