"Украина. Лезвие бритвы"

На улице лето 2006-го. С декабря 2004-го прошло полтора года. Что такое полтора года для страны? Мгновение, всплеск, вспышка?
 
Оказалось — целая эпоха, вместившая в себя и всю спираль исторической диалектики, и весь спектр эмоций и настроений общества.
 
Изменился ли я? Изменились ли мои принципы и взгляды? Как изменилось общество?
 
Я хотел бы, подобно фотографу, наложить несколько сделанных в разное время отпечатков друг на друга и увидеть картину. И при этом не просто созерцать, а увидеть тенденцию и, возможно, рискнуть предположить, каким будет следующий снимок. Снимок, который увидят потомки; там будем мы, наши дела, лица и чувства…
 
Декабрь 2004. «МАЙДАН»
 
 
Снимок яркий, море людей, они улыбаются. Непосвященному не понять, что это не народные гуляния, а самая что ни на есть революция. Ее моментально окрестили «помаранчевой», цвет, действительно, фантастически привлекательный и запоминающийся. На оппонентов он действует, как красная тряпка на быка. Впрочем, дело не в цвете, тем более доказано, что быку на самом деле абсолютно фиолетово, какого цвета материя в руках у тореадора. Так и в этом случае — не цвет злил, на самом деле…
 
Ну, да оставим быков в покое и посмотрим снимок следующий.
 
Январь-июнь 2005. «ЭЙФОРИЯ»
 
Снимок-вспышка. Фейерверк. Новый Президент, новое правительство, новые лица…Все сияют. Нет, это не самоуспокоение и тем более уж не самолюбование. Это горящие глаза счастливых людей. Они — победители!
 
А что страна? Она тоже сияет. Страна находится в эйфории, она в предвкушении счастливой жизни, которая вот-вот начнется. На тезисы, что Путь будет долгим, что надо верить и работать, страна пока не реагирует. Больше всего в новой власти страну привлекает эффектность, нежели эффективность.
 
…Именно тогда я опубликовал статью «Что делать», статью-размышление, не призыв, не агитку, а именно размышления, основанные на принципах и убеждениях. Статья заканчивалась патетически — цитатой из «Нобелевской лекции» Александра Солженицына. Более тридцати лет назад он дал гениальный, совершенно незамысловатый в понимании и неимоверно тяжелый в исполнении совет (принцип, догму — понимайте, как хотите) «…простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий!…»

 
(Спустя год, я с горечью подумаю, насколько был прав великий писатель. С горечью потому, что слишком много оказалось простых и, увы, слишком мало мужественных. Ложь в очередной раз хитро улыбнулась в объектив, но об этих снимках — позже..)
 
Итак, хотя в стране царила эйфория, для меня лично не было никаких сомнений, что делать. Работать, верить и не изменять. Для многих же сомнения были — следующие снимки тому подтверждение.
 
Лето-осень 2005. «РАЗОЧАРОВАНИЕ»
 
Снимок потускневший. А какого цвета еще может быть разочарование?
 
Разочарование легко диагностировать: вначале общество было очаровано (либо очаровывалось самостоятельно) новизной идей и смелостью принципов. Общество искренне полагало, что идеи реализуются на следующий день после провозглашения, а принципы моментально одолеют инерцию социального разврата. Когда же наступило послезавтра, и идеи остались идеями, а принципы слегка потускнели в ежедневной схватке с цинизмом обладания властью, общество обреченно вздохнуло и тяжко молвило: «Ничего не изменилось. Все по-старому».
 
Снимок хоть и потускневший, но очень массовый. Очень у многих украинцев тогда опустились плечи и погасли глаза. И здесь необходимо добавить еще одно изображение, очень характерное для того времени.
 
«ЗЛОРАДСТВО»
 
Честно говоря, не предполагал, что эта отвратительная черта так развита в нашем обществе и нашем сознании. Откуда её истоки, судить не берусь: может, из «загадочной славянской души», а может, из гаденькой мелкообывательской душонки. Злорадство — это типично кухонная зараза, возникает в момент просмотра теленовостей и характеризуется обильным пеноотделением. Любой «негаразд» в действиях властей (рост цен, проблемы с бензином, драка в парламенте) злорадствующим воспринимается с умилением и истерическим пафосом: «Ну что я говорил! Все они сволочи! Достали! Вот раньше было!..».
 
Инъекции патриотизма, которую сделал обществу Виктор Ющенко, оказалось недостаточно. Поизгаляться над властью, страной, собой, в конце концов, побичевать свой же «нерадивый народ», и зло порадоваться тому, что проблемы пока не исчезли (и дай Бог, не исчезнут!) — вот арсенал злорадетелей. И арсенал, как потом оказалось, сверхэффективный.
 
Сентябрь 2005. «ПОТРЯСЕНИЕ»
 
Очень четкий выразительный снимок. Поясню подпись. «Потрясение» не в том, что произошла отставка Юлии Тимошенко. Потрясение в рядах. Потрясение в умах. Национальное сотрясение мозгов…
 
Что не так? Кто прав? Победители, на потеху определенной части публики, мутузят друг друга, а рядом, как на дрожжах растет рейтинг побежденных. Затем аналитики проведут корреляцию между двумя этими событиями, а наиболее прозорливые даже предскажут, к чему это приведет.
 
Осень 2005. «ЧТО ЖЕ БУДЕТ С РОДИНОЙ
И С НАМИ»
 
На этом снимке вовсе не те, кто отчаялся или разочаровался. Потому что они никогда не разочаруются. Они преданы Президенту и точно так же готовы отдать жизнь за Тимошенко. Они не могут разделить Томенко, Луценко и Филенко. Потому что в их понимании НАШИ не делятся…
 
Романтики.
 
Их искренне жаль, им нельзя помочь. Они, как те старые большевики, которые, увидев НЭП, пришедший на смену революционным идеалам, сходили с ума, плакали, пили и уходили из жизни, оставляя пронзительную правду — «Умом понимаю, но сердцем принять не могу…».
 
Романтика. Она получает первой. В спину — от своих, по лицу — от врагов.
 
Я хочу защитить романтику и романтиков. Они, романтики, стояли на Майданах, и она, романтика, а уж потом — революция, царила в умах и в воздухе. Увы, революция рождается романтиками и именно их она «пожирает» первыми. Увы. И приходится романтикам не умеючи защищаться с помощью цинизма и грубости, отталкивать самим, чтобы не оказаться попранными. Увы.
 
…На этом же снимке — миг празднования годовщины Майдана 22 ноября, когда вся страна замерла, глядя на Него и Нее. Помирятся или нет? Страна была, как маленький ребенок: мама, папа, не расходитесь!..
 
Наивно. Сентиментально. Смешно.
 
Нельзя смеяться над детьми.

 
Январь 2006. «МЫ НАЧИНАЕМ! — ЦВК»
 
Снимок разноцветный и мутный одновременно. Но четко видно — ОНИ идут.
 
Идут, сменив знамена и лозунги. Перестраиваясь на ходу и барабаня по-новому. Они настолько плотно и рьяно маршируют, что зачастую оттеняют и оттесняют истинных. Они — это конформисты. Комформисты. Потому что умеют из самой пораженческой ситуации, из самой постыдной реалии извлечь комфорт для своего существования. Приспособленцы? Предатели? Перебежчики? И то, и другое, и третье. Адепты беспринципности.
 
На их фоне последовательность регионалов или сплоченность коммунистов достойны уважения.
 
Специально избегаю персоналий, но, видимо, очень хорошо, что харьковчане «не досчитались» в Верховной Раде добрых полдесятка земляков — конформистов высшей пробы. А вот местные советы, благодаря пропорциональной избирательной системе, оказались приютами для беспринципных и конъюнктурных. Обычно изображенных на фотографии подписывают «слева направо», например. На этом снимке определить лево, право, центр по лицам депутатов невозможно. Укачивает.
 
Март 2006. «НАШИ МЕТОДЫ»
 
Снимок грязный. Такой была вся избирательная кампания. Упивались проблемами, лгали, провоцировали… Самый яркий харьковский пример — пресловутая телепрограмма «Защита». Меня тогда не столько спрашивали, сколько упрекали: «Почему мы молчим!?» «Нас мочат, а мы…» «Что, играем в рыцарство?!»
 
Хотелось ответить: нет, как раз не играем. Потому и молчим, что мы — ДРУГИЕ.
 
Нельзя мораль подчинять потребностям, даже, если вопрос стоит о жизни и смерти.
 
Более того, мораль перестает быть моралью, когда вооружается оружием своих же противников.
 
Это не означает, что надо молча и безропотно. С легкой руки поэта мы уяснили, что «добро должно быть с кулаками». В жизни это правило не носит столь буквальный характер.
 
Для себя лично я давно определил, как можно выиграть у самого отъявленного мошенника или афериста. Выиграть красиво, выигрывать всегда, оставляя его в бешенстве. Рецепт прост — НИКОГДА С НИМ НЕ ИГРАТЬ. Каждый раз, когда я слушаю инсинуации неуемного экс-губернатора Харьковской области относительно упадка и разрухи Харьковщины, в ответ могу только смеяться. Понимаю, что он меня провоцирует, втягивает в свою игру. Сражаться с ним его же оружием — ложью и фальсификациями — я не хочу и никогда не буду.
 
Последней инстанцией разбирательств (чтобы не сказать разборок) между моралью и аморальностью — цинизмом, ложью, клеветой, беспределом — должен стать суд. И желательно не какой-нибудь районный, а суд Общества.
 
Май-июнь 2006. «ОБЛСОВЕТ»
 
Я убежден, что в облсовете, что в Верховной Раде не должно быть победителей и проигравших. Цифры и проценты уже остались в истории. Они еще имеют свой смысл при создании большинства и фракций, но высшая мудрость в том, что недопустимо вести диалог с позиции количественного превосходства. Над партийными и фракционными догмами должны превалировать ответственность и здравый смысл.
 
Совершенно очевидный факт, понятный даже далекому от футбола человеку. Игроки конкурирующих клубов, когда становятся членами одной сборной, понимают, что они уже не противники, а партнеры. Появляется высший смысл — успех Команды.
 
На первой сессии облсовета я предложил коллегам-депутатам подумать именно о харьковской команде, в которой мы будем защищать цвета не своих партийных клубов, а цвет нашей области.
 
«Один из жизненных стержней, колоссальный стимул личного развития — чувство, что тебе не стыдно за сказанное и сделанное. Пусть нам всем будет не стыдно за свои слова и дела», — так я закончил выступление на первой сессии областного совета.

  
…И была вторая сессия облсовета. Был мой отчет о развитии области, реальный, статистический, обоснованный отчет. Формально, выслушав отчет губернатора, депутаты должны были принять решение о так называемом «доверии или недоверии» главе облгосадминистрации. Неформально же всё было решено заранее: «валить». Именно так, грубо и цинично — «валить». Свидетельством тому — вакханалия с погонями и драками, фальсификациями и «победным» счетом 105:1 при сорока четырех отказавшихся голосовать.
 
И что, никому из этой «стопятерки» не стыдно? А совесть? Или все-таки права была одна нелюдь по фамилии Геббельс, заявившая, что совесть — это химера?
 
Странное дело, но после этой сессии, после такого «недоверия» мне стало легко. Я не испытывал боли после такого тяжелейшего, нокаутирующего своей циничностью удара. И понял почему: этот сильнейший удар вместе со мной приняли на себя и разделили десятки тысяч моих друзей — знакомых и незнакомых.
 
Спасибо, Друзья!
 
* * *
 
Я не претендую на полноту картины из тех снимков, которые предложил. Но мне они кажутся наиболее рельефными, объясняющими. Невзирая на их разнородность, они очень прочно связаны между собой. И следуя их логике, я делаю вполне определенные выводы. Может быть, эти выводы большей частью касаются меня и моего окружения? Всё зависит, насколько широкоформатно на это посмотреть…
 
Ставить перед собой максималистскую задачу окружить себя профессиональными, высокоморальными, принципиальными сподвижниками — нереально, трудно и, тем более для прагматика, — опасно. Можно или крепко самому обмануться, или вовсе — остаться одному. Чтобы не потерять и идею, и сторонников идеи, необходим баланс восхождения к победе.
 
Уточню, что восхождение подразумевает не просто путь вверх, а следование друг за другом, ибо зачастую участки пути, который следует пройти, не толще лезвия бритвы. И когда мне с сарказмом или гордостью говорят, что мой путь — лезвие бритвы, я отвечаю, что это лучше, чем двигаться между капельками.
 
Я иду так не потому, что люблю щекотать нервы, а потому что другого пути нет. И, поверьте, каждый раз с тревогой и максимальной ответственностью осознаю, что за мной движутся тысячи сподвижников. Так было на Майдане, так было после…
 
И если кто-то из идущих со мной оступился, не смог идти дальше, я никогда не посмею ему сказать «предатель!». Он шел на грани своих сил. Он в чем-то даже не разделял этот путь, сомневался. Но шел!
 
Как пройти по этому Пути, чтобы не оттолкнуть сомневающихся и не растерять пылких сторонников? Я знаю только часть ответа на этот вопрос. Другую часть ответа знает только Путь…
 
МЕЛКИЕ ДЕТАЛИ БОЛЬШОГО ПОРТРЕТА
 
Разногласия по мелочам в демократической среде не должны привести к кризису ДОВЕРИЯ в обществе к ключевым демократическим, общечеловеческим и моральным ценностям. Для меня этот вывод значит многое. Я смотрю на любое событие новейшей украинской истории и с ужасом понимаю, что многое рушится, многое не получается именно из-за мелочей. Понятно, что мои оппоненты могут возразить: «Какие же это мелочи — создание коалиции или недоверие губернатору?! Это, можно сказать, суть демократии, это краеугольный камень!»
 
А для меня суть в том, чтобы размах индивидуальности не погряз в мелочностях индивидуумов. А демократия не переходила грань здравого смысла, погрязая в анархическом беспределе.
 
Мне очень трудно сделать сейчас этот снимок. Трудно поймать фокус.
 
А ведь этот снимок самый важный. И для нас, и для будущих украинцев. Может, именно в этом снимке они увидят истинный, а не нарисованный горизонт. Увидят Путь, который нами воспринимался всего лишь как последовательность шагов…
 
Послесловие
 
Что же мне посоветовать вам, разочарованные и отчаявшиеся?
 
Не очаровываться впредь, хотя бы потому, что того требует первая из Заповедей, призывающая не сотворить себе кумира.
 
Я не сомневаюсь: правда, честь, образованность, культура создают в личности некую защитную оболочку для всепроникающей лжи. Но мало одной только образованности или чести. Нужен именно симбиоз этих качеств. И еще очень важен мотив или, если угодно, Главный Принцип, который, кстати, вывел нас на Майданы. Я напомню этот принцип, если он позабылся, — Так жить нельзя!
 
А вам, романтики, — моя рука и мое плечо!
 
…Год назад ушел из жизни Великий Романтик, настоящий шестидесятник, мой друг и соратник Генрих Алтунян. Диссидент, не сломленный советскими лагерями. Правозащитник, готовый ради Свободы пожертвовать жизнью.
 
На его панихиде прозвучали слова: одним рыцарем в Украине стало меньше. А что такое рыцарский удел? Защищать и бороться. Защищать Честь и бороться за Правду. Как просто это осмыслить и как непросто так жить.
 
Рыцари и Романтики…
Разочарованные и Разочаровавшиеся…
Победители и Побежденные…
Кого больше в этой стране?
И кому из них больше нужна эта страна?
 
14.06.2006 г.