Телепрограмма «Акценты» с Арсеном Аваковым

Добрый вечер, я — Арсен Аваков. В короткую паузу между майскими праздниками хочется поговорить о прекрасном. О том, что ежедневно согревает наши души и вдохновляет на добрые дела.

Арсен Аваков. Тема сегодняшней передачи — архитектура. У нас в гостях Юрий Шкодовский, главный архитектор Харьковской области, народный архитектор Украины. Добрый вечер, Юрий Михайлович.

Юрий Шкодовский. Добрый вечер.

Арсен Аваков. Юрий Михайлович, что такое архитектура? Чем она отличается от обычного инженерного труда?

Юрий Шкодовский. Архитектура – это предмет, о котором, действительно, стоит говорить. Она возникла на заре человечества, когда люди стали осознавать свое место в естественной среде обитания. Архитектура – это всеобъемлющее и философское понятие, которое иногда неверно толкуют. Когда у меня спрашивают: "Кто изобрел архитектуру?", я отвечаю, что архитектуру придумало существо, которое первым попыталось прикрыться от дождя пальмовой ветвью или спряталось в пещере от непогоды. Приведенные примеры раскрывают суть архитектуры. Проще говоря, предметом архитектуры является все, что люди видят вокруг себя.

Арсен Аваков. Сейчас мы видим в нашей студии различные живописные работы, которые принадлежат вашей кисти. Это тоже архитектура. Перед передачей мы с вами говорили о славном городе Риме, и только что я вспомнил, что там, на Пьяцца дель Пополо, есть небольшой музей работ Леонардо да Винчи. В главном зале музея помещена модель идеального города, которую много веков назад создал этот гений Возрождения. Судя по модели, можно понять, каким представлял себе Леонардо город будущего — это серия композиций, линий. Вам, как главному архитектору области, все это, наверное, очень знакомо?

Юрий Шкодовский. Безусловно… Лучшие представители рода людского издавна искали систему оптимального жизнеобеспечения человечества. В том числе, и Леонардо да Винчи, который предложил в свое время модель идеального города. Французский архитектор Ле Карбюзье, в свою очередь, предложил людям Солнечный город. В этом есть огромный смысл и все это напрямую связано с моей производственной и профессиональной деятельностью.

На мой взгляд, основополагающим в предмете архитектуры является урбанистика или градостроительство. То есть, тотальная организация жизнедеятельности человека, его труда, отдыха и времяпровождения. В своей среде обитания человек должен чувствовать себя свободно. Однако, при создании искусственной среды он ни в коем случае не должен навредить естественной среде обитания, которую ему дал Господь.

Древние мастера заложили теоретические основы того, что сегодня можно использовать и к чему нужно стремиться при создании искусственной среды обитания. Сегодня моей основной задачей является система градостроительного управления развития общества или развитие территорий. Это очень важный вопрос, но это не все понимают.

Сейчас я впервые в Украине создаю при Харьковском государственном техническом университете строительства и архитектуры кафедру урбанистики. Это вынужденная мера, поскольку из личного опыта я понял, что главных архитекторов городов и поселков нужно готовить профессионально. Их нужно основательно готовить, поскольку на этих должностях не должно быть случайных лиц, которые не понимают сущности предмета. Ведь на архитекторе лежит огромная ответственность — организация жизни людей.

Арсен Аваков. Вы главный архитектор области. Многие зрители, глядя на экран, наверное, начинают припоминать, что не так построено в нашем славном городе. Вы довольны тем, как застраивается Харьков в последние годы?

Юрий Шкодовский. Развитие города — объективный процесс, как и закон Природы. Но за годы работы в облгосадминистрации у меня появилась масса вопросов и замечаний к той системе, по которой развивается наш город (я посвятил этому гиганту-красавцу примерно 19 лет жизни). Конечно, есть просчеты и недоработки, на которые нужно реагировать и которые нужно исправить, ибо ничто так дорого не обходится человечеству, как его ошибки в архитектуре.

Арсен Аваков. Все величайшие города мира имеют генеральный план своего развития. Из истории мы знаем, что прежде великие люди намеренно сносили целые города, чтобы потом застроить их по четкому плану. А что с Харьковом? Есть ли у нашего города генеральный план застройки, о котором мы с вами говорили несколько лет назад и о котором так любит вспоминать мой первый заместитель Владимир Николаевич Бабаев? Об этом плане говорили многие мэры Харькова. Так скажите, наконец, этот генплан есть или же его нет?

Юрий Шкодовский. Вы совершенно правы, без генерального плана, без системного подхода невозможно не только развивать город, но даже анализировать его развитие. Харьков – это исторический город, который как Рим и Париж имеет в своей основе природно-радиальную планировочную структуру. Мы много лет пытались при разработке генерального плана создать по примеру Москвы радиально-кольцевую систему планировки, но у нас не получилось так, как в классических городах.

Наш генплан базируется на природной основе – речь идет о слиянии двух рек. Особенность Харькова заключается в его географическом положении на территории Украины. Мы знаем, что наш город является своеобразным узлом пересечения направлений север-юг, восток-запад. В Советском Союзе Харьков был форпостом. Он и сегодня не утратил своего значения. Более того, Харьков является приграничной территорией нашего государства, и по новой программе территориального развития Украины ему придается огромное значение как стратегическому городу. Что же касается генплана, то Харьков пережил много генеральных планов.

Арсен Аваков. А также многих генералов и генерал-губернаторов.

Юрий Шкодовский. Да, и многих генералов… Правда не все генпланы были реализованы и на то есть немало объективных причин — это и экономика, и изменение социального строя, и т.д. Вот на фоне экономических и социальных потрясений харьковчане постарались разработать новый генеральный план. В ходе разработки он претерпел немало изменений. В частности, мы уже не вернемся к радиально-кольцевой системе, хотя когда-то мечтали о транспортном кольце вокруг исторической части города.

Авторы нынешнего генплана предлагают раскрытую схему. Это вариант саморазвивающейся системы. Имеются ввиду полукольцо или парабола. Что же касается реализации такого плана, то для этого нужны средства. И, кроме того, особое отношение к историческому прошлому нашего города и его архитектурному наследию. Это очень важно, потому что по архитектурной стилистике Харьков относится к развитым европейским городским системам.

Так что новый генеральный план развития города разработан и, насколько я знаю, идет корректировка красной линии, ограничивающей застройку.

Арсен Аваков. Вы сказали, что экономика вносит серьезные коррективы в архитектурные планы. Боюсь, что в спорах архитекторов и бизнесменов по поводу застройки того или иного городского участка чаще побеждает промышленный капитал, который всегда стремится заработать серьезные деньги.

Юрий Шкодовский. Вы совершенно правы. Правда, должен сказать, что не вижу в этом явлении особой трагедии, если, конечно, не совершаются крупные ошибки. Архитектор во все времена нанимался обществом или его отдельными представителями для реализации каких-то замыслов и проектов. Ведь архитектура – одно из искусств, которое всецело зависит от общества.

Арсен Аваков. И все же в такой важной сфере, на мой взгляд, должны быть четкие правила. Когда вы говорите "зависеть от общества", то и я и многие другие люди действительно готовы зависеть от общества, но не готовы зависеть от плохого вкуса беспринципных дельцов. Я знаю, что и вы разделяете такую точку зрения.

Возможно, именно отсутствие профессионализма и внутренней интеллигентности у некоторых наших архитекторов приводит к тому, что в нашем городе время от времени появляются уродливые здания. Причем это происходило не только при нынешнем мэре, но и при его предшественниках тоже.

На мой взгляд, должны существовать жесткие архитектурные нормы, как это сделано у тех же пожарных. К примеру, не разрешается строить выше такого-то этажа. Значит нельзя строить, и хоть умри!

Юрий Шкодовский. Согласен, Арсен Борисович. Вы хорошо чувствуете сегодняшнюю ситуацию. Архитектор обязательно должен иметь права, и, если сравнивать с симфоническим оркестром, он, по сути, должен быть дирижером! И все структуры, обеспечивающие развитие города, должны развивать эту систему, глядя на его дирижерскую палочку. Если этого не происходит, будет плачевный результат, который мы сегодня имеем.

Почему это происходит? Хотя я и не сторонник давать оценку чьей-либо политике, вы фактически подвели меня к тому, чтобы я сказал, что ошибки были допущены в неправильной трактовке архитектуры урбанизации и градостроительства украинскими депутатами всех уровней. Они не соблюли иерархию принятия правил жизнедеятельности общества, или, говоря юридическим языком, соответствующих законов. Дело в том, что нормативы, написанные к определенным законам, бессистемны. Верховная Рада не могла принять закон о земле и землеустройстве, не имея закона о градостроительстве.

В нашей стране, к сожалению, законы второстепенного характера были приняты раньше, чем законы о градостроительстве и архитектуре (например, Закон о Госавтоинспекции, экологические законы). Возможно, это случилось потому, что "на верхах" законодательной власти, которая принимает законы и отслеживает их приоритетность, не нашлось солидного архитектора, который мог бы благотворно повлиять на ситуацию.

Правда, сегодня Кабинет Министров разрабатывает градостроительный кодекс, после того, как дали земельный кодекс, охранный кодекс…

Арсен Аваков. В Риме, который по понятным причинам печется о сохранении своего исторического облика, для того, чтобы отвести земельный участок под строительство, по процедуре нужно не менее 10 лет. Я думаю, что Харьков от подобных правил пока далек, но это говорит о том, что существуют четкие ограничительные нормы. Кстати, все это не мешает развивать в Риме и метрополитен, и подземные скоростные трассы.

Юрий Михайлович, хотелось бы вам задать несколько блиц-вопросов и получить на них блиц–ответы. Возможно некоторые вопросы по архитектуре города Харькова покажутся вам провокационными.

Скажите, вы приветствуете строительство отеля вместо Дворца пионеров на площади Свободы?

Юрий Шкодовский. Нет.

Арсен Аваков. Вы считаете нормальным строительство высотки за зданием облгосадминистрации? Высотка нависает над зданием, словно летающая тарелка.

Юрий Шкодовский. Смотря откуда наблюдать эту картину. В принципе, эта постройка могла быть чуть-чуть ниже, чтобы не конфликтовать с памятниками архитектуры с точки зрения стилистики. А если мы взлетим на вертолете, то вообще увидим, что все спорящие…

Арсен Аваков. И вид будет красивый. Как вы думаете, возможны ли в Харькове подземные туннели для автомобилей? В городе нечем дышать и дороги стали проблемой.

Юрий Шкодовский. Думаю, что это возможно, и являюсь сторонником таких предложений. Правда, все упирается в экономику. В предыдущих генеральных планах предусматривались подземные туннели – объезды вокруг исторической зоны города.

Арсен Аваков. Как, по-вашему, чему следует отдать приоритет – метрополитену или туннелям для транспортных развязок?

Юрий Шкодовский. Думаю, нам не обойтись без транспортных развязок. Что касается метрополитена, то здесь нужно смотреть на экономическую целесообразность, хотя это и прекрасный вид транспорта с точки зрения экологии, скорости, комфорта. Надо оценить, достаточен ли у нас пассажиропоток, чтобы использовать метрополитен как рентабельное средство передвижения. Все знают, что некоторые станции метро пусты и не всегда загружены. Вместе с тем, в Харькове есть районы, которые труднодоступны для горожан. Жителям таких районов для поездок на работу приходится тратить больше часа. Это недопустимо.

Арсен Аваков. Снос и перемещение памятников – это нормальная процедура или же нонсенс? Особенно на фоне последних скандалов в отношениях между Эстонией и Россией.

Юрий Шкодовский. Это очень сложный вопрос и не так однозначен, как кому-то может показаться. Например, ошибка могла произойти тогда, когда в определенных условиях (при этом я никого не обвиняю) памятники или памятные знаки устанавливались без учета градостроительной ситуации и не на должном профессиональном уровне, что, конечно же, недопустимо. Но коль это произошло, то мировая практика свидетельствует о том, что не стоит ничего менять. Потому что даже местоположение такого сооружения – тоже история. Именно поэтому я не очень хорошо отношусь к подобным перемещениям, когда монументы двигают, находят для них зоны (некрасивое слово) складирования и тому подобное. Не забывайте, все это делали люди в определенную эпоху. С определенным настроением и душевным порывом. Это очень ценно. Архитектура без этого не живет. Она мертва.

Арсен Аваков. Памятник Щербинину – ошибка или нет?

Юрий Шкодовский. С памятником Щербинину, с точки зрения места его установки, никаких ошибок нет. Я за это отвечаю, как автор. Что же касается исторических или политических нюансов, то здесь мне трудно судить, поскольку этот памятник поставлен на основе умозаключений историков и теоретиков.

Арсен Аваков. Юрий Михайлович, с вами, как главным архитектором области, согласовывают все крупные проекты, которые осуществляются на территории области. При этом, работая вместе с вами, мы стараемся не допускать крупных ошибок и пытаемся следить за всем происходящим.

Не так давно вместе с вами и другими профессионалами мы дискутировали по поводу строительства Мемориала жертвам Голодомора. Тогда было высказано предложение, что такой Мемориал можно было бы выстроить на месте Памятного креста в Молодежном парке. То есть, там, где сейчас увековечена память жертв Голодомора. Вы считаете, это нормально?

Юрий Шкодовский. Я считаю, нормально. Там вполне можно было бы разместить Мемориал. Только при этом следует определить его габариты, учесть среду, которая формирует его масштабы, художественный образ. Это совершенно нормально. Тем более, что Крест уже стоит и проведена масса соответствующих мероприятий. Хотя, конечно, и в области должны быть памятные знаки жертвам Голодомора…

Арсен Аваков. Мы их открываем. Не так давно с вами согласовали еще один проект — в Валках.

Юрий Шкодовский. Памятник в Валках – инициатива местной администрации…

Арсен Аваков. Юрий Михайлович, думаю, что увековечить память жертв Голодомора — наш долг.

Юрий Шкодовский. Безусловно.

Арсен Аваков. На этом я хочу завершить разговор с вами как с государственным чиновником. Теперь сменим тему, и сменим кадр.

Обычно, когда я говорю о смене кадра, у нас в студии появляется новый гость. А сегодня гость передачи меняться не будет. Просто сейчас на виду у телезрителей Юрий Михайлович из госчиновника незаметно превратится в творческого человека, с которым всегда можно посоветоваться по любому вопросу и, если есть желание, поделиться впечатлениями от увиденного на выставке. Юрия Михайловича ценят как художника и в кругах коллекционеров, и в кругах любителей искусства.

Юрий Михайлович, в этой студии находятся некоторые из ваших работ. Представьтесь, пожалуйста, харьковской публике, как художник.

Юрий Шкодовский. Я утверждаю, что в каждом архитекторе зарыт художник. Это дарование у каждого проявляется в той или иной степени. Я занимаюсь живописью и рисунком с тех пор, как стал ходить и смог держать в руке карандаш.

Живопись – неотъемлемая часть моей творческой кухни. На сегодня у меня есть 12 персональных живописных выставок. Я активно откликаюсь на все события. Все зарубежные поездки, как правило, вдохновляют меня на одно, два произведения. Я часто пишу этюды на природе, в том числе и по Харькову. Наверное, я не открою секрет, если скажу, что в свое время с отличием окончил художественную школу им. Ильи Репина и очень этим горжусь. Еще до того, как занялся архитектурой, все пророчили мне карьеру художника. Но старшие коллеги, товарищи, учителя подсказали иной путь. Они сориентировали меня, молодого творческого человека, на то, что энергия видения мира может пригодиться в архитектуре и организации жизни людей.

Правда, одно другому не мешает. Так что в моих живописных произведениях можно, в частности, увидеть диалог человека со средой обитания, философские проблемы, отношение человека к миру.

Арсен Аваков. Здесь есть репродукции из сборника ваших работ.

Юрий Шкодовский. Да, этот сборник был издан недавно, и в него вошло много работ, которые расположены в хронологическом порядке. В частности, это произведение посвящено воспоминаниям о Японии и называется "Песня". Здесь можно увидеть профессионального японского музыканта-барабанщика, который исполняет мелодию на литаврах.

А это произведение посвящено 350-летию Харькова. Оно выглядит философски абстрагировано. Однажды мне представилось во сне, что вокруг парящего комплекса Госпрома плещет вода, и под каменными сводами этого огромного здания могут свободно проплывать яхты. Таким образом, я попытался подчеркнуть возвышенное звучание этого колосса конструктивизма, которым мы по праву гордимся на весь мир.

Арсен Аваков. Действительно, Госпром навевает… Однажды один харьковский фантаст поведал мне, как ему привиделось, что земля возле Госпрома разверзлась и из нее вылезли танки. После чего все и началось. Видения эти фантаст потом описал в романе, а у вас тут вода и кораблики.

Юрий Шкодовский. Да, у меня вода и кораблики. Этим я хотел подчеркнуть поэтичность ситуации. Именно такой она мне привиделась. Кроме того, улица с водой сразу же ассоциируется с любимой вами и мною Венецией.

Как видите, во многих моих произведениях присутствуют животные, в основном, собаки. Не стану раскрывать, почему они мне нравятся. Очевидно, что они нравятся людям одухотворенным. Собаки преданные, честные и, в отличие от людей, не могут врать.

Арсен Аваков. Юрий Михайлович, в этом году вам исполняется 60 лет.

Юрий Шкодовский. Да, мне 60 лет.

Арсен Аваков. Так что: "Чем больше я узнаю людей, тем больше мне нравятся собаки"…

Юрий Шкодовский. Эта фраза — своеобразный эпиграф к таким произведениям. Среди представленных здесь работ можно увидеть и воспоминание об Африке, а также воспоминание о юности в эпоху развитого социализма.

Арсен Аваков. Это автопортрет?

Юрий Шкодовский. Да, образный автопортрет. Но он достаточно честно отражает тогдашний уровень обеспечения моей семьи. Видна моя любимая игрушка – гонялка. Кстати, произведение так и называется.

Арсен Аваков. К сожалению, наши телекамеры не могут крупно показать эти маленькие открытки. Надеюсь, что сегодняшней передачей нам удастся завлечь харьковчан на одну из очередных выставок Юрия Михайловича. Причем, не где-нибудь в Венеции, а здесь, в Харькове, мы соберем достаточное количество ценителей живописи. Давайте поговорим об этом ангеле.

Юрий Шкодовский. Это философская работа. В ней я изобразил ангела, который, оказавшись в каком-то домишке в старой части города, вдруг обнаруживает примус – эдакий элемент жизнеобеспечения, источник энергии и тепла. Конечно, это аллегория.

А здесь можно увидеть еще одну автобиографическую работу, которая называется "Грустный танец". Вы видите изображение стаи чаек, исполняющих некий танец. Обычно танец является выражением возвышенного и радостного состояния души. Но здесь изображены голодные птицы и человек, который кормит их хлебом. Так что голодные птицы танцуют грустный танец.

А вот еще одно произведение, на котором можно увидеть животное. Я создал картину после своего пребывания в Перу, в Латинской Америке.

Арсен Аваков. В каком году вы были в Перу?

Юрий Шкодовский. В 1991-м. Как архитектора, меня тронули тамошние пейзажи — бесконечная пустыня и жилые здания, расположенные примерно в километре друг от друга, которые практически не имеют кровли. То есть, в домах имеются стены и окна. Даже не столько окна, сколько двери. Меня это очень удивило. На самом деле, все оказалось просто: дождь или другие осадки бывают в Перу крайне редко — раз в 80 лет. Поэтому и быт такой, когда есть мебель, телевидение, антенны, а кровли нет.

Когда я увидел эти бедные домишки, меня вдруг привлекла огромная реклама на торце одного из них. Вероятно, ее написал хозяин домика: "Педро Каранда – дипутадо". Таким образом, человек решил задекларировать миру, что его допустили к управлению каким-то регионом. Расположившееся рядом животное, словно демонстрирует, что каким бы регулятором развития жизни не считал себя этот Педро, природа неизменна, стабильна и живет по своим законам.

Арсен Аваков. Мы так и не обошлись без политики. Даже искусство напомнило нам, что все, происходящее ныне в политике, имеет очень условное значение. А действительное значение на самом деле имеет сама жизнь, в том числе, и эта ваша работа "Педро — депутат" — ироничная и в чем-то даже философская. Пусть эта собачка запомнится многим депутатам.

Юрий Михайлович, я горжусь совместной работой с вами, и как художником, и как архитектором, Надеюсь, мы еще многое сделаем вместе.

Юрий Шкодовский. Спасибо.

Арсен Аваков. До встречи. И оставайтесь оптимистами!