Из 217 дней войны 215 я был в Киеве. Разном. Холодном и окутанным тревогой, пустынном как в фильмах про апокалипсис… темном, с натянутыми тетивой нервами бойцов на блокпостах; с громыхающей канонадой с зарницами в холодном небе… с весной и растерянностью от увиденного в освобожденных пригородах… с вернувшимися горожанами… с кажущейся беззаботностью летнего Крещатика…
И настроение у меня было разное, как и у вас, наверно. Разное – но, никогда не было пораженческим.
Тогда, в самом начале – #пока_в_памяти – типичный телефонный звонок на ночь глядя:
— Просили передать. Утром будет газовая атака и потом штурм, десант вражеский – вы готовы?
— Думаете, распылят газ?
— Да, над центральной частью города…
-А какой?
— Не знаю – нет данных… или хлор или зарин… Да, я все понимаю, вам просто тоже велено передать, как и всем – вы ж частичка обороны, хоть и маленькая.
— Какая есть… понял. Спасибо.
Собираю ребят. Так и так говорю – очередное предупреждение пришло по каналам разведки – верим не верим, но готовимся. Сколько у нас противогазов? 3? На 17-то человек? Ну тогда, говорю, так: почувствуете запах хлорки – берем защиту, оружие и бегом наверх на крышу, на воздух. Хлор тяжелый, оседает в подвалы и к земле… Если зарин? Не знаю и не узнаем особо – он без запаха вообще-то… вдохнешь и, пожалуй, защищаться поздно… ну разве что антидот-шприц… а их, конечно, нету.. Понятно? Отлично.
Расставляем дежурных. Проверяем укрепления с песком в мешках. Свободные от смены – спать.
Спим быстро. Просыпаемся рано – посмеиваемся, рады, что без приключений – ночь прошла, и вот тебе – доброе утро и без десанта и без газа… пулеметы из гнезд – несем в оружейную… …было.
47 дней казарменного ощетинившегося состояния. Потом стало полегче… смены, ночевки дома… да многим из вас это знакомо с разными особенностями, конечно…
Было…