Арсен Аваков: Главная линия возможного конфликта — желание передела собственности

Своими оценками первых шагов новой власти и планами на будущее с «Комментариями» поделился экс-председатель Харьковской облгосадминистрации Арсен Аваков.
 
Как вы оцениваете свою работу на посту губернатора? Что считаете главным достижением?
 
За пять лет работы команды одним из ключевых достижений является стабильность власти в регионе и как следствие — решение многих глобальных проблем. Например, возрождение крупнейших промышленных предприятий области. Это касается и энергомашиностроения, где мы имеем стабильную работу, прежде всего «Электротяжмаша» и «Турбоатома». Это касается и последних усилий по авиапрому, увенчавшихся запуском ХАЗа, стабильной работой ФЭДа и ряда других предприятий.
 
Отмечу наши программы по строительству социального жилья, гигантский рывок по газификации сел области, реализацию новых комплексных систем теплообеспечения городов и поселков. Мы задумали, а частично и успели завершить целый ряд гуманитарных проектов. На днях откроется новое помещение музея Репина в Чугуеве. Музей Григория Сковороды в Сковородиновке получил статус национального. Мы юридически оформили национальные парки, в том числе совершенно уникальные: Меловые горы в Двуречанском районе, «Слобожанский» в лесах Краснокутчины. Возрождена Шаровская усадьба. Надеюсь, программа по реставрации старинных усадеб будет продолжена. Завершена реконструкция филармонии и т.д.
 
Что сделать не удалось?
 
Из-за чрезвычайно нестабильной системы власти в целом не удалось выстроить систему консолидации элиты, ориентированной на задачи, которые должны решаться в области. Из-за этого имеем недостроенное метро, незавершенный гигантский проект автодорог. Хотя мы протолкнули проект дороги Харьков — Днепропетровск, но не решена проблема дорог Харьков — Донецк и Харьков — Киев.
 
Очень бы хотелось, чтобы совсем по-другому решался вопрос социального жилья, хотя мы достигли многого, особенно, отмечу объективно, благодаря позиции премьер-министра Тимошенко — в прошлом году, но в целом проблема находится в совершенно запущенном состоянии. Главная неудача всех правительств Украины, всей центральной и местной власти, в том числе нашей, в том, что 50–60% времени и усилий тратили на борьбу между собой, вместо того чтобы созидать.
 
Как назначение харьковским губернатором Михаила Добкина отразится на городе и области?
 
Я за солидную оппозицию и за солидные оценки, а не за истеричную рефлексию. На многие первые шаги я с учетом своего опыта смотрю с удивлением. Многие кадровые назначения воспринимаю крайне осторожно. Но надо людям дать шанс, пусть попробуют… Думаю, Михаилу Добкину небезразлично собственное реноме в глазах харьковчан. Так что судить будем по делам и результатам.
 
Какие, на ваш взгляд, могут появиться новые линии конфликтов?
 
На днях мы наблюдали, как одновременно вокруг двух крупнейших предприятий области началась непонятная возня. Люди в масках начали силовую акцию по отношению к государственному предприятию «Электротяжмаш», а на «Турбоатоме» опять пытались провести собрание акционеров с целью смены руководства. Мы (группа областных и народных депутатов, Герои Украины) в этой вопиющей ситуации вынуждены были обратиться с открытым письмом к новым руководителям области и в прокуратуру.
 
Это, на мой взгляд, главная линия возможного конфликта — желание передела собственности. Опьяненные властью клановые политико-олигархические группы пытаются срочно осуществить передел полномочий, преференций и привилегий. Ничего не стыдясь, они пытаются так «разобраться» с экономикой — нагло, без церемоний.
 
С кем из политиков вы намерены сотрудничать на региональном и на общенациональном уровне?
 
Сотрудничество — слово мягкое и гибкое, его можно по-разному трактовать. Если я прихожу в областной совет как депутат, я сотрудничаю со всеми 149 остальными депутатами. Но это не значит, что буду их во всем поддерживать. Это значит, что я участвую и буду участвовать в подготовке, обсуждении и принятии решений.
 
У меня есть мечта: чтобы оппозиционные силы были едины и были цивилизованными и принципиальными. Я не говорю о бутафорской оппозиции, которая хочет заключить контракт с властью и получить за эту свою игру реальные дивиденды и преференции. Это мерзко и противно. Я не с ними. Но я хочу консолидировать все конструктивные оппозиционные силы и вести предметный диалог с властью для достижения конкретных целей. И исходя из этого, я определяю свой уровень коммуникации с различными общественными организациями, партиями и политиками. Среди общественных организаций — это и «Гражданский совет Харьковщины», общественная организация «Поступ», общественное движение «За Украину!», студенческие объединения… Среди партий назову БЮТ Юлии Тимошенко, «За Украину!» Вячеслава Кириленко и множество иных более или менее значимых политических сил.
 
С Фельдманом взаимодействовать будете?
 
Я же сказал: буду взаимодействовать с БЮТ. С Фельдманом в том числе. Он же в БЮТ. Сомневаетесь? Адресуйте сомнения и вопросы Александру Борисовичу. Я с ним давненько не общался, а комментировать слухи — последнее дело.
 
В каком качестве вы намерены участвовать в местных и парламентских выборах?
 
Я не могу ответить на этот вопрос, потому что ни местные, ни парламентские выборы не объявлены. Когда они будут объявлены, я в ту же секунду начну думать, как, в каком качестве буду в них участвовать. Но стопроцентно обещаю, что моя политическая команда будет участвовать во всех выборах.