— Cегодня у нас в гостях губернатор Харьковской области Арсен Борисович Аваков. Еще в древности мудрецы вывели формулу народного счастья: все, что нужно людям, — хлеба и зрелищ.
— Это были не мудрецы, а римские фарисеи, которые считали, что кроме хлеба и зрелищ народу больше ничего не нужно.
— Зрелищ, по-моему, в Харькове предостаточно…
— Нам нужно нечто большее. В Харькове много фокусов разных и цирка много…
— Поэтому мы будем говорить о хлебе. Эта тема волнует большинство жителей Харьковщины. Цены на хлеб повысятся, Арсен Борисович?
— Пару недель назад премьер Янукович сделал заявление о том, что он категорически против повышения цены на хлеб. Я глубоко поддерживаю в этом вопросе премьер-министра, был доволен и сделал такие же заявления. Однако с удивлением обнаружил, что несколько дней назад «Новопокровский комбинат хлебопродуктов», напрямую подчиненный Кабмину, решил поднять цену на муку. И дальше мы, так сказать, переходим на идиотский разговор: на хлеб мы обещали цену не подымать, а на муку такого обещания не было. А мы с Вами разве не понимаем, что хлеб печется из муки?
Говорить, конечно, можно, но нужно что-то делать. Я на сегодняшний день понимаю, что мы не можем себе позволить повышения цены на хлеб на 30-50%. Это для многих людей шоковый удар, может быть, даже не столько материально, сколько психологически. В правительстве должны предпринимать решительные меры. Например, выдать, наконец, из госрезерва дешевую муку или дешевое зерно для мукомолов с тем, чтобы мы могли это зерно или муку вбросить на рынок и из него печь хлеб. Тогда, я уверен, цена на хлеб будет стабильной. Я если закидывать декларациями: я против, недопущу и т.д., — то, боюсь, их хватит на пару-тройку недель административного давления, и все.
Думаю, что мы удержим цену на хлеб до нового урожая, как минимум. Если новый урожай будет адекватным, я на это надеюсь, то, глядишь, не будет никаких резких колебаний.
— В связи с этим вопрос, который тоже волнует домохозяек: пора консерваций, а цены на сахар растут.
— С сахаром ситуация посложнее. Вы знаете, у нас такие темы: сахар, мясо, молоко… Такое ощущение, что мы живем в стране, только что вышедшей с войны. С сахаром все началось еще с тех пор, как была объявлена цена 170 грн/т сахарной свеклы. Цена убийственная для сельхозпроизводителя. Тогда многие селяне приняли решение вообще не высаживать сахарную свеклу. Так, например, поступил Барвенковский район, где раньше высаживалось достаточно много сахарной свеклы, а сейчас хозяйства отказались от нее вообще, заменив другими культурами. Потому что 170 гривень – цена совершенно неадекватная, селянам нужна цена 210 гривень.
Теперь перейдем к ценам на сахар, потому что мы сахарную свеклу не кушаем, а кушаем сахар из сахарницы. Так вот, как ни странно, цена 210 гривень за 1 тонну сахарной свеклы нам, покупателям сахара, интереснее, чем цена 170 гривень, потому что при цене 210 выращивается достаточное количество сахарной свеклы. Цена стабильна, спекулятивно не растет, и мы имеем стабильную цену на сахар для потребителя. А когда дали цену 170, многие отказались. Плюс поздние морозы, плюс жара и засуха, которая была беспрецедентной. В результате, мы получим жесточайший дефицит урожая сахарной свеклы, как прогнозировали.
На ситуацию немедленно отреагировали спекулятивные трейдеры и начали взвинчивать спекулятивную цену. Да, конечно, пошла клубника, черешня – хозяйкам все надо консервировать, но параллельно, под шумок, цену начали подгонять спекулянты: 3,50, 3,90, сегодня мне сказали, что и по 4 гривни видели сахар… В начале года в закромах у нас сахара было много, не знали, куда его девать. А теперь на ровном месте раскрутили такой ажиотаж.
Почему? Отвечаю: непродуманная государственная политика, а если точнее непродуманная политика в этом вопросе Министерства сельского хозяйства и агропромышленной политики. Мы не первый год такое переживаем и знаем, как у нас бывает летом с сахаром, и опять наступили на те же грабли.
Звонок в студию:
— Добрый вечер. Это работник авиазавода. Ни хлеба, ни сахара мы не сможем купить, так как четвертый месяц нам не дают заработную плату. Спасибо.
— Да, мне известно о том, что 3 месяца на заводе не выплачивается заработная плата. Завод, совершенно очевидно, в кризисе. Вчера, поздно вечером, у меня была длинная встреча с директором завода Задорожным, сегодня я разговаривал с директором завода «Авиант» Шевченко. Полагаю, что в пятницу, максимум – в понедельник, кризис будет разрешен, и зарплату начнут выдавать. Мы нашли пока промежуточные варианты, чтобы поддержать завод. Нельзя нам такой завод доводить до такого состояния.
— Чтобы закрыть продовольственную тему: раньше говорили, что в колбасе нет мяса, теперь говорят, что в колбасе нет отечественного мяса. Можно поподробнее, Арсен Борисович?
— Журналисты подхватили тему, которую я последние 2 дня в Змиевском и Печенежском районах развивал в своих выступлениях. Я говорил, что из свободной экономической зоны «Донецк» беспошлинно вводится мясо. Мясо импортное, которое конкурирует с нашим мясом, в том числе с граковским. В итоге, мясокомбинаты отказались от покупок отечественного мяса. Наши производители не знают, куда деть свое мясо. Мясокомбинаты покупают бразильское, аргентинское, польское мясо. Поэтому в той колбасе, которую мы с Вами едим, уже давно нет нашего мяса. С этим трудно согласиться.
Президент Украины написал письмо премьер-министру о том, что нужно прекратить практику ввоза «через форточку» беспошлинного мяса в огромных количествах. Кабмин принял решение о прекращении таких действий. Радовались мы сильно, но недолго – всего 3 дня, после чего Донецкий суд отменил постановление Кабмина. Свободная экономическая зона по-прежнему действует, и мясо по-прежнему ввозится. И добро бы, если бы мы с Вами почувствовали, что ситуация стала лучше – колбаса подешевела. Но Вы же этого не почувствовали, колбаса не подешевела.
Прибыли в карман положили мясокомбинаты и поставщики из свободной экономической зоны «Донецк». Я их с этим поздравляю, но мириться с этим не собираюсь.
Президент Украины подал в парламент предложение немедленно принять закон о запрете импорта мяса. Парламент не стал принимать такого закона, мотивируя это тем, что Украина производит 90% мяса от своей потребности, из-за того, что возникнет дефицит в 10%, импорт мяса запрещать нельзя. Как будто мы с Вами наивные люди, и не понимаем, что мы можем потерпеть пару месяцев, а потом наша промышленность все это наверстает.
А истинная причина, видимо, в том, что лоббисты из зоны «Донецк», имея огромные деньги – сотни миллионов, наверное, смогли наш коррумпированный парламент простимулировать. Хотя бы только за это можно распустить парламент. За то, что мясная промышленность Украины за 4 месяца была уничтожена.
— Есть ли перспективы у нашего производителя мяса? Куда оно идет?
— Мне больно говорить о том, что наши производители мяса работают на Российскую Федерацию. Туда продается наше мясо, а мы покупаем в Аргентине. Мы покупаем аргентинское мясо через аферистов. А перспективы есть – с этим мириться нельзя.
Я с этим не мирюсь, я об этом говорю открыто, я пишу очень жесткие письма и телеграммы, я говорю это в глаза министру сельского хозяйства и вице-премьеру. И буду говорить дальше, и собираюсь изменить ситуацию. Собираюсь вместе с Вами переизбрать парламент и избрать нормальный, который не брал бы деньги лоббистов ценой гибели целой отрасли производства, тем более такой сложной, как продовольственная.
— Теперь перейдем к теме, которая стала частой в сообщениях информагентств. Последний раз сообщали, что захватывали Дублянский спиртзавод. Сегодня распространили информацию о том, что готовится попытка захвата Змиевской ТЭЦ. Можно ли как-то противостоять этим попыткам?
— Я считаю, что мы противостоим, и пока достаточно эффективно.
Давайте начнем с другого. Знаете, кто такие рейдеры? Рейдер – это пират, корсар, который действовал в Карибском море и захватывал порты, корабли. Оттуда слово «рейдер» пришло в нашу современную жизнь. Как, кстати, и слово «тариф». Тариф – это остров в Средиземном море, на котором впервые решили брать пошлины с кораблей, которые к острову причаливали.
Так вот, о рейдерстве. На Дублянском спиртзаводе мы не позволили дальше развиваться ситуации, когда приехал мальчонка из Киева и сказал: «Я исполняющий обязанности, все – вон, увольняю половину персонала, будете делать так, как я говорю». 300 работников завода вышли на улицу, 300 человек (как раз это был День журналиста), заблокировали там ситуацию.
Я в это время находился с журналистами в дендропарке, мне передали, что люди собираются перекрыть железную дорогу. Я бросил журналистов и поехал к людям. А народ, ничтоже сумняшеся, яйцами закидал этого директора, выкинул его с предприятия. И это в спокойном украинском селе Дубляны, которое жило всегда тихесенько, заможно, и никаких вопросов не было. А тут такой накал страстей. Ради чего? Кому-то захотелось воплотить в жизнь очередную схему наживы.
Я не против заработков, я против, когда это делается в столь наглой, циничной форме, когда, попирая интересы, люди наживаются. Зарабатывать надо научиться, а не грабить.
Мы пережили попытки создания искусственной задолженности на ТЭЦ-5. Полтора месяца назад на Змиевской станции – аналогично: попытка ареста всех счетов за счет искусственно созданной задолженности. Сейчас – попытка атаки на «Харьковоблэнерго»: насчитан долг 64 миллиона (если не ошибаюсь), из которых пени (вдумайтесь!) – 42 миллиона за долг якобы 1994 года.
Это как говорят: побольше цинизма – людям это нравится. Вот и пытаются абсолютно внаглую атаковать огромные предприятия – а вдруг получится? Вот тут на страже мы и на страже люди. И мы не позволим.
— Арсен Борисович, время программы, к сожалению, заканчивается, а осталось еще столько незаданных вопросов, так что милости просим.
— А я хочу сообщить еще пару совершенно свежих новостей. Например, в Сахновщине сейчас буря срывает крыши домов, и ливень льет, как из ведра. А завтра мы там будем восстанавливать ситуацию.
И есть приятная новость: ко Дню медицинского работника Указом Президента Украины награждено 4 врача из Харьковской области. Это Борисенко Борис Михайлович, начальник Харьковского областного медицинского аналитического информационного центра; Сироштан Галина Николаевна, заместитель начальника Главного управления охраны здравоохранения областной государственной администрации; Черныш Иван Иванович, акушер-гинеколог Краснокутской центральной районной больницы; Шевченко Виталий Трофимович, главврач Кегичевской центральной районной больницы. Все они получили звание «Заслуженный врач Украины», с чем я их и поздравляю.
— «Харьковские новости» и программа «Есть такое мнение» присоединяются к поздравлениям. Спасибо, что пришли к нам. До свидания.