Политик
«…В конце 2004 года рядом со мной на харьковском Майдане — площади Свободы — стояли студенты и предприниматели, депутаты и безработные, врачи и фермеры. Каждый из нас рисковал по-своему:
студент-отчислением, депутат-гонением, бизнесмен-преследованием. И я рисковал, и не только потерей всего бизнеса… Мне весьма откровенно дали понять: не остановишься — остановим. Но я не об этом. Я о том, ПОЧЕМУ мы рисковали? Из-за чего мы шли на майдан? Ответ прост: у нас были идеалы, убеждения и принципы.
Харьковский майдан-2004 вместил ровно столько идеалистов, сколько было необходимо для того, чтобы почувствовать — мы есть. И неважно, как проголосовал Харьков. Особенный это город, и люди в нем особенные.
И вот в этом особенном городе, может быть, впервые за его постсоветскую историю появились и проявились убеждения и принципы.
Поэтому я пошел во власть и на очередной риск. Только рисковал я в этот раз чем-то большим, чем бизнес и жизнь. Я рисковал убеждениями и идеалами. Если я не смогу их защитить, я могу их утратить. И для меня это будет самая колоссальная потеря.
За недолгие пять лет, в течение которых я был губернатором Харьковской области, мы — харьковчане — вместе познали и радость достижений, и горечь утрат, и осознание того, что жители Слобожанщины — особенные. Умные, интеллигентные, образованные, жаждущие знаний… Мы вместе собирали рекордные урожаи, защищали от рейдерских атак наши заводы-гиганты, возрождали производство и большую науку.
Вместе мы достигли многого. Конечно, были и неудачи. Хотелось сделать больше для своего края, харьковчан и Украины.
Но сколь часто помогали и радовали меня мои земляки, столь же часто огорчала и мешала, увы, грязная украинская политика. Там, на самом верху, не обошлось без немотивированных смен курса, шараханий от одних мнимых союзников к другим, исполнения политических заказов и, к сожалению, сведения личных счетов.
9 февраля 2010 года, спустя пять лет и пять дней с момента своего назначения, я принял решение об отставке с поста губернатора. Принял его самостоятельно и ответственно. Принял, так как не хочу и не могу предать свои принципы и идеалы. Не могу предать харьковчан, с которыми 5 лет мы вместе возрождали Харьковщину.
Спасибо всем, кто вместе со мной работал и созидал все эти пять лет. Я ушел с должности губернатора с благодарностью в сердце и высоко поднятой головой. Но я не ушел из политики!
Я продолжил заниматься ею уже в другом, хотя и привычном для себя качестве. Я ушел работать в оппозицию. Возглавил Харьковскую областную организацию политической партии «Батькивщина».
Полтора года мне пришлось провести в политической эмиграции, пройти испытание тюрьмой и доказать европейскому правосудию, что Украинская демократия серьезно больна. Больна тоталитаризмом, коррупцией и неприятием инакомыслящих. Больна советским строем, наследием сталинизма. Я был услышан. Италия отказала в Украине в моей экстрадиции, признала наличие политически мотивированного уголовного преследования, репрессий и политзаключенных. Это значит, я не зря так долго жил вдали от родины.
Я вернулся в Украину в статусе Народного депутата. Я вернулся, чтобы работать, а не бояться! Я приложу все силы, чтобы излечить свою страну, вернуть Украине гордость и достоинство европейской державы.
Я продолжаю отстаивать те принципы и те убеждения, с которыми мы шли на майдан. Остаюсь, при этом, в какой-то мере идеалистом, который верит в свою страну, верит в людей, верит, что мы с вами заслуживаем честной и открытой политики, профессиональной и справедливой власти, способной качественно обслуживать наши с вами интересы и понимающей, что власть есть обязанность, а не право».