В общем, дело было так..
В отпуске, на далеком теплом берегу гигантского и теплого океана, на маленьком острове, в предательской тени кокосовой пальмы я читал необыкновенный роман — читал не торопясь — упивался — захлебывался от впечатлений и ассоциативных реминисценций и сравнений, смаковал..
Это был «Геперион» Дэна Симмонса.
Великолепная, интеллектуальная, философская фантастика о времени и о людях, о поэзии и страхах, о религии и о вере, о чувствах и о музыке, о звездах и настоящих ценностях, о непреходящих песнях и о воле, о предателях и героях…
Это эпическое, мощное, давящее своим величием и масштабом, непростое и непревзойденное произведение дало мне не только огромное эстетическое удовольствие – которое я испытываю, читая НАСТОЯЩУЮ ЛИТЕРАТУРУ, но и привело в мою жизнь два прекрасных источника духа – поэзию Джона Китса и музыку Рахманинова.!
Так бывает, вы точно знаете – уверен, и у вас такое бывало часто. Зацепит – потащит – не отпускает – увлекает – и уже веришь многому в духовном мире истории или полюбившегося героя литературного произведения.
Я вернулся с песочного рая, и нашел.. нашел прелюдию до-диез минор Рахманинова.
О, какое это было попадание в мое ощущение времени и тревоги, величия и незыблемости духа человеческого.. Через эту музыку – я пришел к Рахманинову.. непростому и гениальному – непопулярному и потрясающему!
Я знаю его.. и я его не знаю. Я слушаю его, и нахожу себя бездарем, тратящим жизнь впустую. Перед величием этого гения, невозможно не понять – повторить такую музыку не удастся никому, приблизится к такой вершине духа невозможно..
Я слушаю его – и нахожу себя сильным и способным на все – ибо вижу – нет такой вершины, которая не покорилась бы человеческому духу и таланту!
Рахманинов всегда разный, всегда..- и всегда один.
Моя любимая вещь так и осталась — эта прелюдия до-диез минор – которая затащила меня в мир Рахманинова..
«Консул Гегемонии сидел на балконе своего эбеново-черного космического корабля и на хорошо сохранившемся «Стейнвее» играл прелюдию до-диез минор Рахманинова, а снизу, вторя музыке, неслось мычание громадных зеленых псевдоящеров, бултыхавшихся в хлюпающей болотной жиже. С севера приближалась гроза. На фоне свинцовых туч, закрывших полнеба клубящейся девятикилометровой стеной, проступил четкий контур леса гигантских древовидных хвощей. У горизонта сверкнула молния. Возле корабля в синем тумане то и дело появлялись неясные фигуры рептилий, которые пытались проникнуть в защитное поле, но тут же с ревом исчезали. Консул сосредоточился на сложном месте прелюдии, не замечая надвигавшейся бури и сгущавшейся темноты.»(Д.Симмонс «Геперион»)
Зачастую и я, замирая перед компьютером –могу много-много раз подряд слушать и под магнетическое волшебство этой музыки размышлять о НАСТОЯЩЕМ, … и решать – выбирая путь.. Не с паломниками и не с Шрайком, не по волнам поэтического бреда и гения Китса и не по пескам легендарного Гипериона.. Выбирая путь – для себя сегодня..
Путь, или просто волны воспоминаний, волны времени – дающие больше, чем можно себе вообразить. Музыка, настоящая музыка созидает и слишком много будит во мне, особенно сочетаясь с ассоциативным рядом поэтических и литературных аллюзий, замкнутых на замечательные моменты жизни..
Рахманинова нельзя слушать вполуха, в пол накала – и я так мало был с ним в последние месяцы.. Вот и вопрос, а прав ли я? Стоит ли того суетливые эпизоды повседневного бреда и невежества, воюющего со всеми и со мной шансонорадийного неофита – отбирающего в моей жизни так много.. – и Рахманинова и Китса и Симмонса.. Отбирающего у меня самого себя, мои ценности, и ставящего меня вне времени и любимых желаний … — в пустоту отчаяния от безысходности от борьбы с ветряными мельницами… А рядом, за десятилетия и тысячи километров – люди творят шедевры и созидают собственную душу, созидают счастье близким..
***
И .. не спрашивайте меня сейчас о Китсе – это совсем другая история. В свое время,под впечатлением от романа – я отправился узнавать Китса .. — не на британские острова, а в вечный Рим…
(фев. 2010)
— ссылки на музыку — в комментариях —