Интеллигенция: кризис или трудная миссия
(Федор Тютчев, «Наш век»)
Украинское общество, истощённое предыдущим напряжением и неудачами, находится в каком-то оцепенении, апатии, духовном разброде, унынии.
Украинская государственность не обнаруживает пока признаков обновления и укрепления, которые ей так необходимы.Разброд, абсурдность во внутригосударственном механизме порождают разрушительные тенденции на всех уровнях государственной власти, давая дорогу циникам и авантюристам, что как ржа разъедают остатки принципов и морали в чиновничестве, замыкая круг развала государственного порядка.
Пресса и литература залиты мутной волной демагогии, порнографии, грязных разоблачений, псевдоинтеллектуальных мыльных опер и постановок шароварных неопатриотов-авангардистов.
Есть от чего прийти в уныние относительно будущего Украины.
И если украинская элита действительно еще жива и дееспособна, если она таит в себе семена светлого будущего, то эта жизнеспособность должна проявиться, прежде всего, в готовности учиться у истории. Учиться! А значит — и извлекать уроки.
Ведь история, пусть и недавняя, – это не просто хронология событий, это — жизненный опыт, опыт добра и зла, составляющий условия духовного роста! И ничто так не опасно, как нравственная апатия в сердцах людей, циничный консерватизм, при котором отмахиваются от уроков жизни.
Всмотритесь в пережитое нами за последние годы! Нельзя видеть во всём этом историческую безысходность или одну лишь игру стихийных сил.
Революционная элита общества не привела к тем результатам, к которым должна была привести, не внесла примирения, обновления. Она не привела пока к укреплению государственности и к подъёму народного хозяйства не потому только, что оказалась слишком слаба для борьбы с «тёмными» силами. Нет, она еще и потому не смогла победить, что и сама оказалась не на высоте своей задачи. Она сама страдала слабостью от внутренних противоречий…
Многие в Украине после революции, в качестве результата ее опыта, испытали острое разочарование в интеллигенции и ее исторической дееспособности.Революция обнажила, подчеркнула, усилила такие стороны духовного облика интеллигенции, которые ранее во всем их действительном значении угадывались лишь немногими.
Революция оказалась как бы духовным зеркалом для всей Украины и особенно для интеллигенции. Замалчивать эти черты теперь было бы не только непозволительно, но и прямо преступно. Ибо на чем же и может основываться теперь вся наша надежда, как не на том, что годы общественного упадка окажутся вместе с тем и годами спасительного покаяния, в котором возродятся силы духовные и воспитаются новые люди, новые лидеры.
Обновиться же Украина не может, не обновив (вместе со многим другим) прежде всего и свою интеллигенцию. И говорить об этом громко и открыто – есть долг убежденного патриота.
Так или иначе, хорошо это или нет, но судьбы Украины находятся в руках интеллигенции, как бы ни казалась в данный момент слаба и даже бессильна эта интеллигенция.
С интеллигентским движением происходит нечто вроде самоотравления. Нетерпимость и распри настолько известные черты нашей партийной интеллигенции, что об этом достаточно лишь упомянуть.
Из противоречий соткана душа нашей интеллигенции. Нельзя ее не любить, и нельзя от нее не отталкиваться. Наряду с чертами отрицательными, представляющими собою симптом некультурности, исторической незрелости и заставляющими стремиться к преодолению интеллигенции, в страдальческом ее облике просвечивают черты духовной красоты, которые делают ее похожей на какой-то совсем особый, дорогой и нежный цветок, взращенный нашей суровой историей.
Интеллигенции необходимо (это не принуждение и не побуждение, это – социальная доминанта) выправляться не извне, но изнутри, причем сделать это может только она сама – собственным духовным подвигом, незримым, но вполне реальным.
Но почему же так далеко до победных маршей?
Почему выдающиеся украинские интеллигенты, живущие не по лжи, так и не смогли развернуть всё общество к Правде?
Почему интеллигенция вновь оказалась «прослойкой общества», только на сей раз не между рабочими и крестьянством, а между властью и народом?
Может быть, в этом вопросе и просматривается некий ответ: вся проблема в расслоении общества. Не в естественном расслоении, когда моральные принципы, образованность и энергичность индивидуумов структурируют общество «по заслугам». А в искусственном расслоении, очень похожем на номенклатурную модель советского общества: одни имеют право жить, остальные имеют право мечтать.
И рождается совершенно другая, потрясающая цинизмом формула современного выживания — уровень жизни прямо пропорционален уровню конформизма.
И понятно стремление многих и многих интеллигентных людей жить в другой стране. В иной стране. В той стране, где отношения с государством предельно прозрачны, понятны, основаны на законе, который позволяет защитить себя, свою семью и свое дело, если понадобится, в нормальном суде. В той стране, где отношения между гражданином и государством не строятся по каким-то «правилам игры», которые меняются всякий раз со сменой людей у власти.
Потому, что хочется не играть, а жить.
И дай Бог, чтобы наша Украина стала иной. Иначе они уедут в другие страны. Чтобы жить, а не бороться.
Они могут покинуть страну и по-другому: внешне оставаться ее гражданами, а внутри быть совершенно отрешенными и освобожденными от ее проблем и императивов. И такая моральная эмиграция на порядок страшнее, нежели эмиграция физическая…
Не станут ли современные рассуждения о месте и роли интеллигенции предвестником ее социального бессилия?
Надеюсь, что нет.
…Я бы очень хотел верить, что интеллигенция станет Интеллигенцией. И с ней будут вновь общаться на «Вы».
Только мало верить и ждать. Чудовищно мало!
Надо делать. Делать – Творить и Создавать. И обязательно Словом, а не словами. И только Делом, а не делишками.